Ham Radio Site by UN7PPX

Радиолюбительские статьи

Главная Обо мне Гостевая книга Обратная связь Новости Космонавтика Софт Антенны Радиолюбительские статьи Конструкции Схемы Модернизация Радиолюбительская технология Справочники QSL-bureau




 Ночной кошмар "гарантийки"

© Назгул / Долинин
dragony67@mail.ru
UPGRADE

В жизни всякого homo computeris когда-нибудь наступает нерадостный момент, когда ему приходится общаться со службой, называемой "гарантийкой". Мало того, что пользователь сам зачастую не знает, почему сгорела мать - по вине производителя или это из-за того, что вчера он, устанавливая кулер, отверткой провел по десятку-другому дорожек, - так еще понятия не имеет, что на это все скажет "гарантийка". И даже если точно виноват производитель, в душе все равно присутствует страх - а вдруг там найдут какую-нибудь бяку и все свалят на вас? В общем, неприятно сие. Экспертиза, ожидание, заключение...

Но поход в сервис-центр далеко не всегда под собой имеет факт неработоспособности устройства - иногда человек покупает железку и через день понимает, что хотел-то купить совершенно другую штуковину! Или, например, когда пытается обменять просто глючную вещь, которая работает, но как-то нестабильно, причем, возможно, только с конкретно комплектующими или только в конкретной программе (например, с памятью такая ситуация - не редкость).

В гарантийку в таком случае идти бессмысленно - человек стопроцентно получает заключение, что вещь работоспособна и ему отказывают в обмене (особенно когда к железке предъявляются требования вроде гарантированного разгона до ХХХ мегагерц).
Что делает такой индивид? Вариант номер первый - идет в фирму к менеджерам и честно пытается решить свои вопросы. Номер напряжный, нервный, и, что обидно, в 90% случаев - дохлый.

Вариант номер два - человек думает, как бы так сделать, чтобы выглядеть максимально правыми и спокойно катить баллоны на фирму с надеждой на замену или возврат денег. Как ни странно, почему-то именно этот подход используется чаще всего. Такие люди стараются сделать так, чтобы: а) вопрос о работоспособности железки был решен строго отрицательно, б) обвинить их в смерти железки было невозможно.

Вот тут-то и начинается ночной кошмар гарантийки. Скажем сразу, довольно многие методы, описанные ниже, уже выведены на чистую воду и просекаются на раз. Редакция вообще хотела бы предостеречь вас от таких поступков, потому что действия, описанные тут, в достаточной мере противозаконны, ибо подпадают под определение "мошенничество" - сознательное введение в заблуждение с целью получения выгоды. И все, что написано ниже, следует воспринимать как хронику анонимных признаний, ибо все это имело место быть и знать это надо. Особенно полезно это будет знать как раз тем, кто недавно работает в гарантийке.
Итак, поехали. Как же люди делают так, чтобы железо умирало, но при детальном рассмотрении под лупой все это выглядело бы как простой несчастный случай?

Статика

Если девайсина электронная и боится статических разрядов (например, та же память или видеокарта), то все очевидно. Для вывода ее из строя включается и прогревается старый цветной телевизор (тот, при приближении к которому ваши волосы встают дыбом, а не новый монитор с антистатическим покрытием). Затем берется плата за выводы микросхем с одной стороны, другой же почти вплотную подносится к экрану и начинается путешествие по его поверхности. В случае частичного отказа процедура повторяется. В случае с памятью все проще - линейка трется контактами о шерстяную тряпочку минуты две-три.

Конденсаторный метод

Статика статикой, а нестандартного напряжения (статика, кстати, это тоже нестандартное напряжение) боится любое железо. И когда статическое напряжение не помогает или по каким-то причинам воспользоваться им нельзя, в ход идут конденсаторы. Для этих целей используется неэлектролитический конденсатор (неэлектролитический - это необходимое условие, электролитический конденсатор при попытке применить его подобным образом оставит весь электролит в ладони) емкостью около 0,5 мкФ и напряжением вольт 400.

Аккуратно заряжается от сети (чтобы не получить удар током или короткое замыкание). Далее находятся два контакта, к которым и присоединяется пара проводов. Делается это не с помощью пайки, ибо следы пайки - тоже причина для отказа в гарантийном обслуживании, но в то же время контакт обычно делают очень надежным, чтобы не возникла воздушная прослойка, пробой и на площадках не осталось следов разряда. Касание выводами конденсатора проводов... Хлопок, и плата мертва. Если жива, процедура повторяется на других контактах. 

Прикасаются именно к уже прикрепленным к железке проводам, ибо при припаивании проводов непосредственно к конденсатору и касании ими платы велик риск получить дуговой разряд и, как следствие, следы разряда на плате (лак, которым покрывается поверхность платы, плавится и вспучивается довольно хорошо).

К емкости конденсаторов тоже подходят с умом. Одна, максимум две микрофарады - объективный максимум, если выше - могут взорваться микросхемы. Допустимо использование конденсатора большей емкости, но меньшего напряжения - например, 36 В и 3000 мкФ, это даже более безопасный вариант, но зарядить такой кондер сложнее.

Минус данного метода, как, впрочем, и всех остальных, состоит в том, что никто не может гарантировать стопроцентное отсутствие следов. Микросхемы - штука довольно тонкая, и могут просто взорваться, тогда, естественно, ни о каком обслуживании по гарантии речи не зайдет. 

Винчестеры

Пытаясь впарить гарантийщикам винчестер с небольшим количеством бэд-блоков, "бывалые" прекрасно осознают, что менять его никто не будет, а просто сделают ремап и отдадут обратно. Что в этом случае делают? Запускают какой-либо дефрагментатор или любое приложение, часто обращающееся к диску.

После чего диск поворачивается под произвольными углами и подвергается воздействию хаотических ударов (не молотком, естественно) или сильной тряске. Обычно этим достигается поцарапанная поверхность "блинов".
Впрочем, если и этого оказывается мало или злоумышленники боятся тепловых повреждений, вовсю используется магнитный способ казни. Он немного более сложен в реализации, но зато практически гарантирует отсутствие следов зверских издевательств над бедной жертвой.

Берется дроссель, используемый телемастерами для размагничивания кинескопов телевизоров или мониторов. В принципе, не обязательно используется именно такая штука, просто других устройств, способных создавать магнитное поле огромной мощности и при этом доступных среднестатистическому человеку, очень мало. Располагается это чудо рядом с винтом, несколько десятков раз включается и выключается, при этом угол расположения чуда по отношению к винту меняется. Когда после очередной проверки диска бэд-блоков становится, скажем, более 20% от общего объема диска, ремап уже не помогает и путь в гарантийку открыт.

Периферия

Порча периферии - дело довольно хлопотное и рискованное, так как корпуса оной, как правило, опломбированы. Но и тут нашли выход. В том случае, если в корпусе девайсины имеются вентиляционные или какие-либо другие отверстия, окаянные злодеи пробуют использовать модифицированный конденсаторный метод. Для этого к вышеупомянутому конденсатору припаиваются провода, а к ним - две вязальных спицы или других длинные тонких железяки.

Паяные концы оных обматываются изолентой, чтобы не пострадать от удара током. А потом, как уже и было описано, конденсатор заряжается и щупы (спицы) пихаются наугад в отверстия на корпусе периферии. Велика вероятность того, что где-то что-то замкнет.

Глупости

Для того чтобы определить, что же из вышеперечисленного сделал юзер, чтобы убить хардварину, нужен довольно серьезный специалист и доказать, что юзер не прав, довольно сложно. Однако есть методы, которые говорят выдают пользователя с потрохами.

Первая глупость - перерезание или перекусывание дорожек на плате. Почему? Да потому, что, во-первых, перерезать ее аккуратно, так, чтобы это было абсолютно незаметно, довольно тяжело, да и потом придется покрывать лаком поцарапанное место. Во-вторых, девайсина после этого может остаться работоспособной, лишившись, скажем, одного канала IDE. Тогда придется пилить еще одну дорожку, и никто не даст гарантии, что на этот раз не отрубится, например, слот PCI. В-третьих, это все видно.

К абсолютно тем же результатам относится и перекусывание ножек микросхем и других элементов, обильно содержащихся на различных платах.
Пинание жесткого диска ногами. С вероятностью 110% происходит перенаправление из гарантии по всем в России известному адресу. И это правильно.
Снятие охлаждения с процессора. Однозначная смерть камня, но кристалл с большой вероятностью вспучится, потрескается или почернеет, а это - не гарантийный случай.

Подача на периферию повышенного напряжения питания. Лечится на ура - ибо почти вся современная техника имеет предохранители или некие их аналоги. А даже если таковых она не имеет - выгорит в лучшем случае легкозаменяемый блок питания, причем за отсутствие тепловых повреждений внутри никто не поручится.

Напоследок

Это, конечно, далеко не все методы, осложняющие и так довольно нервную жизнь работников гарантийных мастерских. 

Наш народ слишком талантлив, что иногда бывает ему же не на пользу. А хотелось бы, чтобы он был так же честен. Ну, хотя бы в каких-то разумных пределах. Ребята, давайте жить дружно?

 

На главнуюВернуться на главную  НаверхНаверх

Используются технологии uCoz